Самолётом, поездом и автомобилем или корейский транспорт

Хотел следующей статьёй цикла сделать общий литературный обзор про Корею, но понял, что слишком сумбурно пока получается, и решил сначала продолжить рассказывать про мелочи корейской жизни, а уже потом написать общее заключение.


Сегодня поговорим про транспорт - на чём удобно передвигаться, как и почему. Возможно, статья получилось чуть более детальной, чем нужно, больше заметка для туриста, чем стройный рассказ, но уж очень много всего хотелось рассказать.


Разбираться в теме будем по главам, посвященным разным видам транспорта, для каждого из которых разберём плюсы и минусы. Пойдём по стадиям нашего освоения этих видов транспорта.

Метро

Начнём с привычного - с метро. Сеульское метро большое... Немного цифр: в Сеульском метро 18 веток, из них первые 9 считаются внутренними и просто называются с 1 по 9, а вторые 9 управляются сторонними компаниями и имеют собственные имена. В Сеульском метро 631 станция (для сравнения в Москве - 200, и даже в Токио, о запутанном метро которого мы рассказывали, - 285), так что даже не думайте кататься без приложения-карты. Общая длина Московского метро - 333 км, Токийского - 304 км, Сеульского - 331 км... только внутренние 9 линий. Общая длина - 1013 км, более чем в 3 раза длиннее!

На карте, кстати, не все линии - их больше

А всё потому, что Сеульская система метро идёт и в другие города (например, к нам в Сувон), а самая дальняя от центра станция находится более чем в 100 км от него. На метро в Сеуле можно добраться практически куда угодно! Только вот... долго. Всё из-за расстояний, да и остановок очень много, так что скоростным этот транспорт точно не назовёшь. Дорога от нашей станции до центра Сеула займёт в метро практически 1.5 часа.

Метро удобное, чистое, просторное, вагоны широкие. Везде вайфай, но он распространяется местными мобильными операторами, так что туристам нужна будет или местная симка, или придётся оплатить доступ, если захочется скоротать время в дороге.


Особо надо отметить, что покупать разовые поездки можно, но не нужно. В Корее действуют две супер-удобные системы оплаты транспорта - T-Money и Cash-bee (теперь у нас в Москве тоже есть Тройка). Нужно сразу озаботиться купить такие карты и положить туда денег - действуют они практически везде, на поездки скидки, сэкономите кучу времени и нервов!


К особенным плюсам стоит отнести комфорт навигации в метро. Везде всё подписано - где какие пути, где какие пересадки. Подписано, прошу заметить, сразу на трёх языках - на корейском, английском и китайском. Объявляют остановки тоже на нескольких языках, не везде, но все основные станции и пересадки. Да ещё и на мониторах внутри вагона десять раз название станции напишут и стрелочкой на выход покажут. К сожалению, есть небольшая ложка дёгтя - в Сеульском метро есть несколько веток (в частности номер 1, самая длинная), которые имеют разветвления. То есть какие-то поезда пойдут на развилке налево, а какие-то направо. Это большая редкость, и вряд ли вы на такое наткнётесь, но помните, что иногда надо быть начеку!

Особым шиком считаю нумерацию выходов из метро, которая обязательно есть на любой станции. Дело в том, что выходов на крупных станциях может быть аж до 15! Без нумерации и хороших указателей под землёй можно блуждать вечно. Недоумеваю, почему такого нельзя сделать у нас, где я за более чем 20 лет так и не смог научиться сходу выходить из нужного выхода на Тверской... Названия улиц не всегда спасают, но нет ничего более очевидного, чем "встречаемся у выхода номер 8" (уж куда лучше, чем "у выхода с голубой ветки из первого вагона из центра направо-направо").


К особенным минусам, помимо времени поездки, отнесу излишнее кондиционирование. В конце концов именно это стало той причиной, почему мы стараемся лишний раз не пользоваться метро. В Корее жарко довольно длительное время - с середины апреля до середины октября, пожалуй. Но зачем в поездах кондиционер на 18 градусов, который дует прямо тебе в голову? Пару раз чуть не простудившись, взяли за правило (если не забываем) в метро брать тёплую одежду...

Поезд

Поезда в Корее все достаточно комфортные и делятся на несколько подвидов:
  • KTX - скоростные экспрессы, вроде нашего Сапсана
  • ITX - просто экспрессы, идут быстро, делают только крупные остановки
  • Saemaul - быстрые электрички
  • Mugunghwa, Nuriro - обычные электрички
Для начала про обычные электрички - внутри хорошо, особенно если сидеть. Дело в том, что билеты можно купить с конкретным местом или без места. Без места, разумеется, дешевле. Но если поезд забит - будете стоять. В таком случае в час пик лучше не ехать, а то можно запросто на ком-то лежать...


KTX - просто отличный поезд. Они не все новые, система была открыта аж в 1992 году, но очень удобные, продуманные, и делают 300-350 км/ч. А новое поколение поездов разгоняется аж до 420 км/ч, но инфраструктура ещё не готова к таким скоростям, так что её обновляют. Эти поезда реально стоят своих денег, и нет более комфортного пути добраться из Сеула в Пусан, чем KTX.


На все поезда можно купить билеты в интернете, но... не стоит. Это сложно и нервно. Даже у меня, поднаторевшего за 2.5 года в таких делах, иногда руки трясутся пользоваться этим сайтом. Вообще корейские интернет-сервисы - это счастье сквозь слёзы, но это достойно отдельного рассказа. Мораль в том, что если вам дороги нервы, надо съездить на вокзал и купить билет в кассе - там вас обслужат с улыбкой, всё подскажут и дадут физическое подтверждение, что вам не приснилось. Кстати, вокзалы в Корее - как метро, удобные, чистые и понятные!


Я люблю ездить поездами! И поезда в Корее хороши (хоть и не все новые и блестящие). Так почему же мы ими практически не пользуемся? Ответ очень прост и он в этой картинке:


Да, это ЖД-карта страны. Не очень насыщенно, правда? Всего несколько крупных веток. Грубо говоря, на KTX можно уехать только в двух основных направлениях, да и просто сеть дальних экспрессов далека от массового покрытия. Разумеется, на карту не нанесены маленькие местные железные дороги (таких, например, довольно много вдоль восточного побережья - чисто для туристов), но такого покрытия очень-очень сильно не хватает.

Самолёт

Небольшое отступление про авиацию. Несмотря на то, что в Корее аж 103 (!!!) аэропорта, из которых 19 считаются крупными и 9 международными (на такую-то маленькую страну), на наш взгляд нет особого смысла летать по Корее на самолёте. Нет, авиация у корейцев отличная, и я сейчас расскажу почему, но расстояния не те. Часто на автобусе доехать проще, чем добираться до аэропорта, проходить досмотры и т.п. За исключением, разумеется, замечательного острова Чеджу.


И начнём с самого замечательного - с главного аэропорта. Международный аэропорт Инчон (или по советским правилам чтения - Инчхон), открытый в 2001 году занимает большую часть целого острова прямо напротив устья реки Ханган, на которой и стоит Сеул. Формально этот аэропорт находится в городе Инчон, но это город-спутник Сеула, поэтому это чистая формальность. И всё, что можно сказать - этот аэропорт прекрасен.



В нём есть спа, отели, каток, сады, музей, кинотеатр, казино, гольф-поля (!), не говоря уже про такую банальщину, как замечательный выбор ресторанов и огромный дьюти-фри. Ну и просто он красивый и удобный.

Ничего особенного - просто пассажиры смотрят представление на сцене в саду с цветами и соснами внутри аэропорта (сосны и большинство растений живые!)


Начиная с 2006 года, он получает награды как лучший аэропорт Азии и мира буквально постоянно! Разумеется, это только в этой организации, но я не видел, чтобы он находился ниже 4 места в мире в любом возможном мировом рейтинге. Да даже безо всяких рейтингов - лучший аэропорт, в котором мне доводилось бывать. Честно.

Вы думаете, я приукрашаю? Ну, просто я говорю только про один аэропорт (помните, я говорил, сколько их всего?). Остальные ничем таким похвастаться не могут - обычные функциональные коробки.

Что же касается собственно авиакомпаний, то тут тоже всё хорошо. В Корее их много - около 20, насколько я помню, не смог сходу найти точную информацию, но более чем достаточно. Среди них две крупных, Korean Air и Asiana Airlines, и куча лоукостеров. Причем хороших лоукостеров - с хорошим сервисом и без косяков, проверено лично. Ну а Korean Air, опять же по личному опыту, - лучшая компания из тех, кем я летал. Говорят, надо полетать Emirates, но пока так. Дизайн, сервис, вежливость, надежность, еда, наконец... Попробуйте - вам понравится!


Цены, кстати, весьма ничего. Во многих случаях на Korean Air такие же как на Аэрофлот, а лоукостеры вообще хороши. Например, обычный билет на Чеджу (а это самая дальняя точка из Сеула) не в самый пик, но на удобное время, будет стоить около 100$ туда-обратно. Летали ими в Японию - тоже были самые дешевые билеты!

Автобус

Самый интересный транспорт для туриста на мой взгляд. И самое главное - это то, что у них есть именно то, чего не хватает поездам - покрытие. Автобусы ходят везде!


Корейские автобусы бывают разные:

Городские автобусы (у нас в Сувоне - зелёные, в Сеуле - разные, в зависимости от дальности)

Междугородние маршрутные экспрессы

Скоростные экспрессы (минимум остановок, но тоже маршрутные)

Это я только про маршрутные (или ежедневные) автобусы. Есть ещё междугородние скоростные автобусы, которые ходят только от автобусных терминалов разных городов. Они обычно выглядят примерно как скоростные экспрессы с последней фото.

Про последние чуть позже, пока про городские. Пользоваться ими удобно - остановок куча, какие автобусы останавливаются сразу понятно по схемам и табло. Табло - отдельная тема.


По нему сразу видно, какие автобусы сейчас подойдут, сколько минут до каждого и сколько остановок ещё ему ехать. Единственное, автобусам обычно нужно махать рукой, потому что если тихо сидеть на скамеечке, водитель может просто проехать мимо (мало ли почему вы сидите).

Главный и супер-важный минус автобусов заключается в том, что водители автобусов (и не только, кстати, но к этому вернёмся) в Корее - то ли ярые фанаты Формулы-1 и Кармагедона одновременно, то ли имеют маниакальную адреналиновую зависимость, и водят соответственно. Резко, часто на красный ещё, газуют, резко тормозят прямо в сантиметре перед препятствием. Они не будут ждать, пока вы там зайдёте и усядетесь - зашёл, дверь закрыть и по газам! Йо-хо-хо! Подрезания, жесткие обгоны, создание аварийных ситуаций, превышения скорости, езда на красный, повороты налево и направо из не крайних рядов - всё, чего вы никак не ожидаете от огромного автобуса, в Корее абсолютно нормально. Вроде как даже узаконено - если автобус включил аварийку, ему всё можно. Сам не проверял, но судя по тому, что так делают все, вполне возможно. Нет, положа руку на сердце, я верю, что водители - супер-профессионалы, провели на своём маршруте 20 лет и помнят все его трещинки, а габариты автобуса чувствуют до последней волосинки... Но это чересчур. Будьте предельно осторожны, всё время или сидите или держитесь за что-то. Я абсолютно серьезно, потому что мы сами не раз получали синяки, а мама наших друзей сломала в автобусе руку...

Тем не менее, если же быть осторожным и научиться бояться автобусов в нужной мере, то транспорт это очень удобный. Быстрый, надёжный, есть везде. Оплачивается той же системой T-Money, что и метро, да ещё и пересадки автоматически считаются, то есть если вы пользуетесь несколькими видами транспорта подряд, заплатите раза в 1.5 меньше, чем по отдельности. Ещё можно похвалить прекрасные приложения для телефона, в которых мало того, что показывается, где сейчас автобус (как в Яндекс.Транспорт, только давно уже работает), но для автобусов ещё показывается его номер (если нужен конкретный, я так Олечку встречаю, например) и число свободных мест. Чудесная система!

Что же про длинные междугородние маршруты, то они тоже хороши. В частности потому что на междугородних шоссе (про них чуть ниже) для них есть выделенная полоса и они не стоят в пробках (разве что пробка из самих автобусов, но это вне города редкость). А ещё - в них просто потрясные кресла.


Можно брать с собой еду, кино, и поездка пройдёт незаметно! Да и лихачества водителей не так ощущаются, когда ты пристёгнут.

Билеты стоят довольно демократично, поездка на хорошее море туда-обратно обойдется в районе 30-40$, а в другой конец страны - около 50-60$. Проблем с ними две - во-первых, в интернете их купить сложно (у меня получается, но сколько пота пролилось, пока я продирался через эти дебри), так что лучше ехать в терминал и покупать на месте. Всё очень просто, если помнить об одном - даже у нас в Сувоне два терминала, а в Сеуле три и они просто огромны. В общем, рецепт классных поездок по Корее - узнать всё, что можно, в интернете, а потом поехать и купить всё лично.

В конце можно ещё упомянуть про автобусы-лимузины (да, они так называются) из аэропорта. Они очень комфортные - там ещё и всего три места в ряду, а не четыре, они широкие, классные и всё такое. До нас из Инчона ехать часа 1.5 и стоит это всего 10$.

Такси

Такси - популярный транспорт в Корее, если надо добраться куда-то не очень далеко, но с комфортом или особенно быстро. Главный плюс - демократичные цены. Посадка в такси стоит не больше 3$, а потом набирается за время и километраж. Средняя поездка по городу у нас выходит всего в 7-8$. Доехать из аэропорта - 60-80$, так что, учитывая очень крутые лимузин-басы, не особо имеет смысл (разве что в середине ночи). Кстати, про цены - имейте в виду, что черные такси считаются люксовыми. Они будут стоить раза в два дороже, чем обычные. Зато там будут водители в костюме, белых перчатках и безупречным стажем в 10-20 лет - элита. Мы же обычно пользуемся обычными серебряными или рыжими такси.


Таксисты делят главный минут автобусов - водители дикие. Они нарушают, превышают, выскакивают из самых неожиданных мест, а ещё ты сидишь рядом и наблюдаешь от первого лица. Так что, если вы тот самый настоящий русский, который любит быструю езду, таксисты - ваши лучшие друзья, они и поболтать не прочь, если общий язык найдёте.

В Корее, конечно, есть и специальные приложения для вызова такси (типа Яндекс.Такси или Гетта) - Какао.Такси, например (Какао тут - популярная компания, выросшая из самого известного корейского мессенджера), но... всё, как обычно, только на корейском. Хотя мы иногда пользуемся.

Автомобиль

И супер-приз - а-а-автомобиль! Внимательный читатель помнит, что года полтора назад мы-таки купили машину, и очень этому рады. Да, по Корее очень удобно ездить на машине. И главная причина - близкая к идеальной инфраструктура.

С дорогами тут проблем нет. Помните, в давнем экскурсе по истории Кореи я говорил, что им тяжело пришлось с нуля восстанавливать промышленную и инженерную базу после Корейской войны, но они так её наработали, что теперь корейские инженеры строят самые сложные объекты по всему миру? В общем, так и есть, строить они умеют. Продумано всё. Вот, например, типичный проспект в Сувоне:


Дороги отличного качества, всё чистое, потоки в опасных местах разделены. При этом, между прочим, пешеходные зоны очень зелёные и приятные. Что мне особенно нравится - знаки навигации дублируются и наверху, и на разметке. На любых столько-то важных дорогах есть карманы для поворотов налево и направо. В городе обычно ограничение 60 км/ч, на городских шоссе - 80 км/ч, а на экспресс-шоссе - 110 км/ч. И вот последние - это отдельный разговор.

Вот так оно выглядит:


Полос не всегда так много - в основном на главных направлениях. Но в любом случае такое шоссе имеет не меньше двух-трёх полос в каждом направлении, потоки разделены или бетонным отбойником или вообще выведены на разные дорожные полотна.

Все возможности описывать долго - просто перечислю:
  • Они платные (от 1$ до 10-12$, если через всю страну ехать - не слишком дорого, не правда ли?)
  • Отличные знаки - всё понятно, дублируется на английском, повторяется кучу раз подряд.
  • Отличная разметка - помимо просто полос и разметки поворотов и развязок присутствует супер-классное цветовое разделение полос. То есть, если впереди сложная развязка, где одна или две полосы уходят в другое направление, по этим полосам пойдёт цветная полоса. Обычно так: красная полоса уходит на развязку, зеленая - на зону отдыха, голубая - на специальные скоростные гейты оплаты. При всём желании не заблудишься.
  • Зоны отдыха. Помимо того, что по всему шоссе есть широкие обочины, и по ним никто не едет обычно, есть два вида зон отдыха - маленькие (с небольшой парковкой, навесами, лавочками, туалетом и автоматами с напитками) и большие (с огромными парковками, торговыми центрами, заправками, мастерскими, ресторанами и т.п.). Все в обязательном порядке оборудованы длинными карманами для торможения и разгона, так что даже в потоке 110 км/ч дискомфорта нет.
  • Музыкальное покрытие. Почитайте статью на Вики - это интересно. Вкратце, на дороге наносятся канавки разной ширины, так что вибрации от колёс при езде на определённой скорости складываются в мелодию. Конкретно музыку мы не слышали, а вот всякие мелодичные подвывания в духе полицейской сирены для привлечения внимания водителя - постоянно. Не самое важное в жизни, но круто.
Сеть шоссе довольно плотная, но будет ещё плотнее:



Кажется, я захвалился... Есть ли минусы? Есть! И главный (традиционный) - это сами корейцы! Я имею в виду водителей. Корейцы водят так себе. Не то, чтобы прям массы откровенных чайников на дорогах, но правила они не знают, катаются часто как хотят (или наоборот, думают, что слишком хорошо знают, поэтому игнорируют). Поворотники? Не, не слышали... Или вот это, моё любимое - "я же крутой и быстрый, езжу только в самой левой полосе, а навигатор внезапно сказал, что мой съезд с шоссе через 100 метров, поэтому я на 120 км/ч резко зафигачу через 4 полосы по диагонали!". Такое поведение и просто в городе встречается регулярно. Да и в целом - корейцы на дорогах не то, чтобы опасные, но не очень предсказуемые. Из-за этого часто создаётся существенный дискомфорт, когда ты не знаешь, что будут делать все эти люди впереди тебя, ведь они могут резко перестроиться без поворотников, так что приходится быть на чеку.

Собственно, из предыдущего и вытекают обычные корейские пробки. Они могут возникнуть из ниоткуда и пропасть в никуда именно потому что продиктованы часто странными действиями водителей. Самые жесткие пробки возникают, когда корейцы всей толпой срываются куда-то в одно место. Так, например, бывает на главные корейские праздники, Чусок (День Благодарения) и Соллаль (Лунный Новый Год), когда все корейцы из городов в один день выезжают к родителям. Говорят, в такой день можно ехать 500 км от Сеула до Пусана больше суток подряд... Тут даже отличные зоны отдыха не спасут. Самая большая пробка, в которой мы были, была во время возвращения с моря в Сувон в воскресенье на длинные майский праздники. Само собой, не одним нам пришла в голову такая мысль. Если же стараться ездить против течения (выезжать в 5 утра, ехать обратно в обед, а не вечером), то можно ездить вообще без пробок. 

Ну ещё в центр Сеула лучше не ездить лишний раз. Улицы там постарше и поуже, парковок маловато, а движение весьма нервное (помните про автобусы, такси и внезапных водителей - их в центре много). И пробки часов в 6-7 вечера - нормальное дело. С другой стороны надо помнить, что корейские пробки - это когда всё едет 10-20 км/ч, а не совсем стоит. Так что всё не так плохо!

А ещё... Вот это:


Загадка - найдите на фото человека без смартфона в руках! Пешеходы реально внезапные. Как и было справедливо сказано в вопросах на теоретическом экзамене в ГИБДД, пешеход может пойти вперед, остановиться, развернуться и пойти назад, да что угодно! И при этом они ещё и ничего не видят и ничего не слышат (смотри фото выше - куча народу в наушниках). Поэтому неудивительно, что даже при такой идеальной инфраструктуре, в Корее продолжает сохраняться высокое число ДТП с пешеходами.

Но если вы смелый, быстрый, умелый и всё такое, то кататься на машине по Корее - одно удовольствие. Места красивые: горы, рисовые поля, длинные побережья... Инфраструктура отличная. На машине доступны ровно 100% всех самых классных достопримечательностей вне Сеула, чтобы увидеть которые на общественном транспорте, придётся потратить недюжинные усилия при планировании маршрута и пересадок. Да ещё и рынок подержанных машин в Корее хорош - машины примерно 8-12 лет все дешевые и в очень хорошем состоянии.

Бонусом

А для тех, кто дочитал до конца, маленький бонус - пара забавных мелочей.

Первая опять про пешеходов. На этот раз вы тоже пешеход! Так вот - ходить с корейцами тяжело. Вообще рядом, но особенно касается толпы, конечно. Дело опять-таки в том, что они очень непредсказуемые. То есть если перед вами идёт кореец, а вы хотите его обогнать, его будет как нарочно шатать влево-вправо (он же смотрит в телефон, помните?). Если же вы идёте навстречу корейцу, то всё ещё хуже - он будет идти прямо лоб в лоб. Мы с Олечкой сначала грешили на разную культуру движения - у нас принято обходить людей справа. То есть если навстречу друг другу идут два человека, каждый сделает шаг вправо, и они разойдутся. С корейцами такое не работает. Наш друг как-то поэтично выразился, что они как мотыльки летят на тебя, как на огонёк, пока не разобьются. Кстати, про культуру мы ошибались - во всех переходах вы увидите всё ту же надпись "проходите справа", просто... корейцы...

Вторая же касается "нетрадиционного" туристического транспорта. Узнали, что изображено на самой первой картинке статьи? Это велосипед на рельсах, мы на таком уже катались. Так вот в Корее вообще много разного интересного и чисто туристического транспорта.

Ещё велосипеды - линия идёт по красивому побережью (Samcheok Railbike)

Такой вот поезд тоже катается вдоль восточного побережья (Sea Train)

Поезд с чайной церемонией (обратите внимание на традиционные полы-ондоли) (S-Train)

И это не говоря про разные чисто местные развлечения, вроде необычной формы корабликов и катамаранов. Мы и сами далеко не всё ещё попробовали. Не то, чтобы это самый важный транспорт, но интересно, не правда ли?

В заключение

В итоге могу сказать, что корейская транспортная система - отличная. Прекрасная дорожная инфраструктура, благодаря которой такими полезными и быстрыми оказываются автобусы и такси, не говоря уже о личном (или прокатном) авто. Ещё бы водителей хороших побольше... Поезда в Корее тоже хорошие, в электричках уютно и комфортно, да и вообще я люблю поезда. Но сети ЖД хватает только для одного - доехать на KTX из Сеула в Пусан и посмотреть два самых главных города Кореи и их окрестности. На что-то большее (а в Корее есть что посмотреть) этого будет мало.

В любом случае, ездить по Корее приятно. Так что если будете здесь - путешествуйте больше! Вам понравится.

Комментарии

  1. "Они не будут ждать, пока вы там зайдёте и усядетесь - зашёл, дверь закрыть и по газам! Йо-хо-хо!",
    "они, как мотыльки, летят на тебя, как на огонёк, пока не разобьются"
    - это прямо шикарные шутки :) Спасибо!
    Но, кстати, когда я прилетел с люлькой для вас и забирался в автобус - был же ещё тяжёлый чемодан - водитель ждал, пока я усядусь. Даже, вроде, "ппали-ппали" попросил. Локальный автобус - от остановки "Лимузина" до дома.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, слава богу, в крайних случаях (большой чемодан, совсем старенькая бабушка) они ведут себя нормально - молодцы. Да и просто адекватные водители встречаются, без сомнений. Тем не менее, обычно трогаются как только последний входящий оплатил проезд, я даже не всегда схватиться успеваю)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Сораксан

Особенности корейского этикета

Сакура по-корейски